Назад к вещам!
«Назад к вещам!» —
это курс Философского клуба ЦСИ Винзавод
о новейших философских течениях после «спекулятивного поворота»
Курс «Назад к вещам!» стартует 11 октября. Лекции будут проходить
в Винтажном зале и лектории Открытых студий Винзавода по четвергам в 19:30.

Программа курса «Назад к вещам!»

1
Дмитрий Кралечкин, философ, переводчик

Тема лекции: Онтологический поворот: на сколько градусов?

Синопсис: Многие философские и гуманитарные течения, группы, школы мысли и т.п. предложили в последнее десятилетие маркировать свою собственную деятельность как вариант «онтологического поворота» (наиболее известными примерами можно считать онтологический поворот в антропологии и спекулятивный реализм/материализм в философии). Но стандартная прагматика «поворота» («language turn» и т.п.) создает в данном случае определенную проблему, поскольку характеризуется «отворачиванием» от нововременного приоритета метода как такового. Не стоит ли тогда прислушаться к критикам и заявить, что онтология — что-то вроде уфологии (предмет которой под вопросом) или алхимии (предмет или задача известны, но бессмысленны)? «Онтологически повернуться» — не значит совершить некий самоочевидный жест «возвращения к вещам», как они есть, или, тем более, вернуться к некоей нормативно-формальной теории. Такой поворот предполагает определенную технику онтологического различия, в том числе и аннулирующую себя (поворот на 360 градусов). На лекции будет рассмотрено несколько способов проведения онтологического различия, выполняющихся в современных философских концептах, и порождаемые ими проблемы.



11 октября 2018

2
Александр Ветушинский, преподаватель философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудник Московского центра исследований видеоигр (Moscow Game Center)

Тема лекции: Онтологии и технологии: о связи новой метафизики с
цифровой революцией


Синопсис: Мир больше не является иерархичным. На смену вертикальным онтологическим моделям пришли горизонтальные или плоские концепции бытия. Черви, галактики, люди, боги, программы — все они отныне онтологически равны. Как и цифровые объекты, которые с самого начала своего рождения существовали в плоском мире. И если наш мир тоже плоский, не означает ли это, что он тоже цифровой? А если наш мир цифровой, не означает ли это, что мы знаем, какой он на самом деле? Если мы знаем, какой он самом деле, есть ли что-то, что мы не знаем о нем? Возможно, это то аналоговое, что скрывается за известным нам цифровым? На лекции мы поговорим о связи современных плоских онтологий и цифровой революции, прорыва к Великому Внешнему и гипотезы компьютерной симуляции, новой религиозности и технологической сингулярности. Мы посмотрим на онтологии со стороны
технологий, а на технологии — со стороны онтологий, чтобы раскрыть ресурсы обоих способов работы с Реальным, не сводя их друг к другу, но удерживая напряжения между ними и выявляя их скрытую связь.

18 октября 2018

3
Борис Клюшников, теоретик искусства, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, института "БАЗА", Школы имени Родченко


Тема лекции: Ускорение и инерция: основные противоречия акселерационизма

Синопсис: Задолго до того, как Бенджамин Нойс выделил отдельный концепт, акселерационизм уже имел свою долгую историю. В «Анти-Эдипе» Жиль Делёз и Феликс Гваттари предложили не уклоняться от процессов детерриториализации капитализма, а усиливать их, доводя до предела. Подобные акселерационистские мотивы видны не только в этой книге, но и в других важнейших текстах 1970-х годов, ставшими реакцией на противоречия 1968 года. Акселерация была «ставкой» в ситуации, когда капитализм, подобно иммунитету, превращал внешнюю угрозу и критику в топливо дальнейшего развития. Подобная «вакцинация внешним», постоянное появление рыночной логики там, где до этого находилась её возможная альтернатива, до сих пор требует пересмотра политики. После публикации «Акселерационистского манифеста» Алекса Уильямса и Ника Срничека можно было выделить правый и левый акселерационизм, а так же критику подобной оппозиции. В данной
лекции будут показаны разные трактовки ускорения и влияние этих трактовок на политическую, экономическую и эстетическую теории.

25 октября 2018

4
Александр Писарев, преподаватель института «БАЗА», исследователь, переводчик

Тема лекции: Как собиралась материя: small talk нового материализма

Синопсис: Ещё недавно дела и страдания были только у людей, теперь же нам приходится искоренять этот предрассудок и искать новые способы говорить о мире, кишащем разнообразными сущностями, чужими делами и страданиями. Ключом к новому дивному миру должна стать идея материи как продуктивного процесса. Новый материализм — это ассамбляж, заимствующий интуиции, тезисы и ориентиры из исследований медиа, феминизма, экологии, научпопа, философии, антропологии и критической теории, и определенным образом собравший под одним титулом давно витающие в воздухе идеи продуктивной материализации, процессуальности, реляционности, освобождения агентности, сложности, текучести и стирания границ между природой и культурой. На лекции речь пойдет об отличительных особенностях нового материализма, а также его онтологических и эпистемологических амбициях. Собственная онтология материализма строится вокруг сложности текущего момента, закрытости будущего как исторического времени, а также рассказов, собирающих в линию повествования сюжеты и содержания из различных областей.

1 ноября 2018

5
Карен Саркисов, теоретик, куратор, старший редактор фонда V-A-C

Тема лекции: Контуры постгуманитаристики

Синопсис: В последние годы очевидна радикальная смена установок в области так называемых гуманитарных наук. Прежде преобладавшая антропоцентрическая перспектива (отдающая приоритет человеку как привилегированному познающему субъекту) уступает место более
инклюзивной, материалистической или экософской позиции, признающей агентность нечеловеческих других и их собственный, нередуцируемый способ «доступа» к миру, а также лишающей основания догматическое разграничение природы и культуры. В рамках лекции будет показано, как эта смена была предвосхищена разработками в гендерных, квир- и постколониальных исследованиях, равно как и в теории медиа. В то же время мы представим
общую картографию постгуманитарного знания (новый материализм, онтологический поворот в антропологии, акселерационизм, спекулятивные философии и т.п.).

8 ноября 2018

6
Полина Ханова, преподаватель философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, исследователь, переводчик

Тема лекции: Философия после конца света: нефть, пчелы и ядерные отходы

Синопсис: «Тёмная экология» — философский проект, связываемый, в первую очередь, с именем Тимоти Мортона и объектно-ориентированной онтологией и направленный на переопределение того, как мы мыслим человека и его отношение с окружающим миром. Ключевые тезисы или «хэштеги» этого направления — «экология без Природы» и «существование после конца Мира» — указывают на имплицитный антропоцентризм, заложенный в самих понятиях «мир» и «природа», и, следовательно, на потребительски-эксплуатационное отношение к последней. Преодолеть этот антропоцентризм, обнаружить себя в сложном мире гиперобъектов, не нуждающихся в человеке, и разработать новый тип мышления из ситуации антропоцена и пытается тёмная экология.

15 ноября 2018

7
Данила Жайворонок, ассоциированный сотрудник Европейского Университета в Санкт-Петербурге, переводчик, квир-анархист

Тема лекции: Назад в будущее: от киберфеминизма до ксено-феминизма

Синопсис: Киберфеминизм, который сейчас представляется как яркая теоретическая вспышка где-то на стыке лихих 1980-х и 90-х, оставил после себя не только киборгов, феминистское осмысление технологий и техно-анималистическое прочтение гендера. Он предложил ещё и переосмысление классических сюжетов, относящихся к нашему представлению об истории, субъективности, действии, познании, политике. Обращаясь к работам Донны Харауэй и Сэди Плант, а также к культурному контексту их идей (распространение Интернета, рейв-культуры, киберпанка) мы постараемся разобраться с тем, из чего же сделан киберфеминизм? На какие вопросы и как он отвечает? Почему сейчас мы опять наблюдаем рост интереса к этому движению? И чем отличаются современные интерпретации (например, ксенофеминизм, т.н. «четвертая волна» или онлайн-феминизм) от ранних киберфеминистских идей?

22 ноября 2018
Остались вопросы? Мы на связи:
+7 (495) 917 46 46
philclub@winzavod.ru
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website