Об идее курса «Назад к вещам!»:
Развитие экспериментальных наук, принятие силы нечеловеческих агентов, набирающий оборот кризис планетарного масштаба, процессы гибридизации культуры и природы, экспоненциальное развитие цифровых технологий – эти и многие другие процессы эпохи антропоцена и позднего капитализма заставляют современных философов обратиться по ту сторону «человеческой исключительности» и пересмотреть основные положения западной традиции. Так, последние два десятилетия континентальная философия, как будто следуя известному призыву «назад к вещам», сместила свой фокус с текстуальности, культуры, сознания и социальных практик в сторону материи, техники, тела и предметов как они есть.
Сознательно упрощая, мы можем сказать, что на место «лингвистического» и «культурного поворота» — с которыми прочно ассоциировались феноменология, (пост)структурализм, деконструкция, нео- и постмарксизм — последовал так называемый «онтологический» или «спекулятивный поворот», предполагающий выход к реальности за пределами человеческой мысли. Обращаясь к метафизической и онтологической проблематике, новое поколение авторов заново поставило фундаментальные вопросы о бытии и абсолюте, а также переосмыслило монистическую и виталистскую традицию Спинозы, Жиля Делеза, Жильбера Симондона и объектно-ориентированные тексты Альфреда Норта Уайтхеда и Мартина Хайдеггера.
Тем не менее, как утверждают апологеты этих течений, такой поворот не подразумевает возвращения к донововременной догматике, но является внутренней ревизией, которая учитывает достижения как пост-кантианской трансцендентальной философии, так и гендерных исследований, феминисткой и экологической критики, а также квир-теории второй половины XX века.